Первые кировские автобусы: как все начиналось?

Киров, тогдашняя Вятка, еще до революции считался довольно крупным городом, потому об общественном транспорте здесь впервые задумались более ста лет назад. До Первой мировой войны были предприняты сразу три неудачные попытки организовать постоянное движение. Первая случилась в 1908 году, когда местные депутаты не одобрили купеческий проект строительства конки. В 1909 году они же одобрили курсирование конного омнибуса (карета без рельсов, по типу автобуса), но предприятие оказалось неприбыльным и обанкротилось спустя год. В первой половине 1914 года Вятка чуть не обзавелась до сих пор несуществующими трамвайными путями – их строительство официально одобрили, однако спустя считаные недели началась большая война, а потом еще и революция случилась, и проект был успешно заброшен.

Однако город-то меньше не стал, и потребность в перевозках не отпала. В 20-ых годах вопросом занялась уже советская власть. Тем временем в сфере транспорта назрела революция – конка и электрический трамвай, до того считавшиеся наиболее практичным городским транспортом, начали проигрывать автобусу, чье производство постепенно стали налаживать в крупных городах. Такому транспорту не нужны были рельсы, потому его стали считать куда более практичным решением.

Лед тронулся в 1927 году благодаря, как ни странно, почте. Местная почтово-телеграфная контора получила две единицы транспорта, который можно было бы в равной степени считать и автобусом, и легким грузовиком для почты. Осенью представители конторы дали объявление в газету, что в свободное от перевозки почты время это чудо техники будет перевозить всех желающих по заранее определенным маршрутам. Комфорт, конечно, предоставлялся крайне сомнительный – заранее вообще нельзя было угадать, приедет ли такой автобус. Впрочем, никакой альтернативы на тот момент не существовало – ни другой общественный транспорт, ни центральный таксопарк еще не появились.

При стоимости проезда в 15 копеек новый транспорт, даже вопреки вопиющей нерегулярности перевозок, всего за неделю обеспечил 800 рублей чистой прибыли, а значит, пользовался огромным спросом. Однако уже через 9 дней автобус перестал катать пассажиров – настала зима, и в условиях бездорожья техника едва успевала доставлять хотя бы почту.

Но преимущества транспорта оценили и простые жители, и чиновники, потому уже весной 1928 года той же конторе поставили задачу: купить сугубо пассажирский автобус и организовать движение. Созданный тогда маршрут и сегодня существует под номером 102.

Добавить комментарий