Какими законодательными актами пользуются при оформлении дачи
Чтобы стать собственником дачного участка, нужно опираться на многочисленные законодательные акты, которые представлены:
-
Гражданским, Земельным, Градостроительным и Уголовным кодексами;
-
законом, вводящим в действие Земельный кодекс;
-
законом, регулирующим регистрацию прав на недвижимость;
-
законом о кадастре;
-
градостроительными регламентами регионального и муниципального уровней;
-
СНиПами;
-
другими документами.
Куда обращаться для оформления на дачи
При оформлении дачного участка есть несколько путей. Выбор нужного зависит от местонахождения дачи.
-
Участок относится к садоводческому товариществу или другому подобному некоммерческому образованию.
-
Земля находится за границами кооператива.
-
Участок получен дачником до начала действия Земельного кодекса 2001 года.
Последовательность действий
-
Обратиться к местной администрации (поселковому совету, райадминистрации) или в департамент, управление по земельным вопросам или к юристу https://arbitr82.ru/cherry-services/advokat-po-nedvizhimosti/ по недвижимости. Здесь проверят правильность и утвердят кадастровые бумаги, выяснят можно ли передать участок во владение.
-
Регистрация собственности.
-
Решение передать землю во владение, кадастровая документация, схема получаются лично гражданином и направляются кадастровым органам для постановки на учет.
Какие документы нужны
Для кооперативного участка:
-
заявление для передачи участка в виде собственности (указываются паспортные данные гражданина, номера землевладения);
-
документация садоводческого товарищества (схемы межевания, бумаги о правах на землю, устав, свидетельство о регистрации в налоговых органах);
-
выписки из протокола собрания дачников или назначенных ими органов;
-
справка о целевом использовании участка дачником.
Документация товарищества нужна тем гражданам, которые впервые получают участок от этого кооператива. Она имеется в департаменте по вопросам использования земли, поэтому в других случаях её не надо предоставлять.
По закону собственником кооперативного участка может каждый гражданин, имеющий землю в садоводческом объединении, независимо от времени вступления в кооператив.
Если участок выдан по решению муниципалитета или государственных органов
Такие земли при оформлении в качестве собственности требуют документы:
-
решение передать землю во владение;
-
заявление о согласовании кадастра и схемы местонахождения участка;
-
кадастровые документы, подготовленные на основании заявки, согласованные с соответствующим органом.
Здесь станет ясно, реально ли стать владельцем участка или нет.
Как зарегистрировать землю без документов
У обладателя участка может не оказаться документов, необходимых для оформления собственности на него. Например, участок был передан старшим поколениям в пользование во времена СССР, никто права на него не оформлял. Или участок покупался, но регистрация прав не доведена до финиша. В таких случаях придется обращаться в судебные органы. Суд, в отличие от департамента, управления, администрации, может применять для подтверждения прав гражданина любую документацию, например:
-
выписку из похозяйственной книги;
-
документы по купле-продаже, дарению, по наследственным правам;
-
справку от сельсовета, администрации;
-
акты, решения по передаче земли в собственность;
-
бумаги по проведению заявителями или наследодателями подведения и подключения коммунальных линий по свету, воде, газу.
Для суда легче решить вопрос при недостаточности бумаг, чем административным органам. Если необходимо, делаются запросы к архивам.
Решением суда создается возможность дальнейшего оформления прав:
-
заказываются документы у кадастровых инженеров;
-
пишется заявление для выдачи кадастрового паспорта по бумагам от кадастрового инженера;
-
при наличии на участке дома паспорта делаются по отдельности на строение и землю.
В собственность по дачной амнистии
Амнистия применяется только к дачам, отданным в былые времена в пользование, исключая аренду. Упрощенно регистрируются строения, расположенные на такой земле, при использовании её по целевому назначению.
Необходимы такие бумаги:
-
паспорта гражданина и земли;
-
документы по передаче права на землю: решение сельсовета, администрации и т.п.;
-
техпаспорт на дом;
-
декларация на строение при постройке его без разрешений и отсутствии документации по нему: разрешения на постройку, актов о принятии в эксплуатацию и т.п.
Декларацию составляет заявитель и полностью отвечает за ее содержание.
Если комиссия по регистрации прав на участок и дом, состоящая из представителей архитектуры, СЭС, пожарных, экологии, отказывает заявителю, можно обратиться в судебные или прокурорские органы с жалобой. Желательно через суд заявить о необходимости получить заключения экспертов.
Суд не принимает решения по регистрации собственности после жалобы, а устанавливает незаконность решения комиссии. Комиссия должна будет принять новые решения.
Процесс переоформления земли может оказаться непростым. Для уточнения возможных препятствий, подготовки документации и обращений в суд лучше обратиться к профессиональному юристу, специализирующемуся на таких ситуациях.